Кинезиология— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Полушария головного мозга имеют разную функциональную специализацию. Правое полушарие – образное, гуманитарное, творческое, отвечает за координацию движений, интуицию; обрабатывает информацию, выраженную не в словах, а символах, образах; контролирует движения левой половины тела; отвечает за музыкальные способности; обеспечивает понимание метафор, интонаций, эмоциональной окраски, отвечает за чувство юмора. Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, аналитическое, отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ; контролирует движение правой половины тела; запоминает стихи, даты, имена, факты; отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способность к чтению и письму; отвечает за работу с числами, формулами, таблицами.
Цель кинезиологических упражнений: создание условий для развития у детей межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
Развитие межполушарного взаимодействия (специализации);
Синхронизация работы полушарий;
Развитие общей и мелкой моторики;
Создание положительного эмоционального настроя, снятие эмоциональной напряженности;
Профилактика дислексии и дисграфии.
И с учетом основополагающих принципов:
Принцип деятельности. Ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний.
Принцип креативности. Логопед провоцирует и поощряет творческую активность детей.
Принцип одномоментного включения всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно-двигательных).
Принцип доступности. Характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
Принцип наглядности. Все упражнения демонстрируются педагогом и объясняются.
Принцип комплексности. Элементы кинезиологии включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса.
А так же с помощью методов и приемов :
-Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата.
-Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
-Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
-Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
-Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
-Массаж – воздействует на биологически активные точки.
-Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
-Упражнения дают как немедленный так и накопительный эффект.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
упражнения проводятся утром,
проводится систематично,
выполняются в доброжелательной обстановке;
проводятся стоя или сидя за столом;
от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
ускорение темпа выполнения;
выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
подключение движений глаз и языка к движениям рук;
подключение дыхательных упражнений и метода визуализации;
скрещивание рук
Упражнения можно использовать на коррекционно-развивающих занятиях в качестве динамических пауз и перед занятиями как организующее звено. Нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями продуктивную творческую деятельность детей.
И в заключение полезные рекомендации: большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Это не только полезно, но и весело!