ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СОБЫТИЯ В ДЕТСТВЕ:
— психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;
— злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;
— история самоубийства и суицидальные попытки в семье:
— насилие в семье (включая физическое и сексуальное насилие над ребенком);
— недостаток внимания и заботы о детях в семье;
— частые ссоры между родителями и высокий уровень агрессии в семье;
— развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;
— частые переезды со сменой места жительства;
— чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении детей;
— излишняя авторитарность родителей;
— отсутствие у родителей времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка;
— отсутствие гибкости (ригидность) членов семьи;
-воспитание приемными родителями.
МОТИВЫ И ПОВОДЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОСТУПКОВ:
- Личностно-семейные конфликты(несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих, потеря значимого «другого», одиночество, заботы, половая несостоятельность).
- Состояние психического здоровья(реальные конфликты у здоровых лиц, патологические мотивировки, обусловленные расстройствами психической деятельности).
- Состояние физического здоровья(соматические заболевания, уродства).
- Конфликты, связанные с антисоциальным поведением(опасение судебной ответственности, самоосуждение за неблаговидный поступок).
- Конфликты в профессиональной или учебной деятельности (несостоятельность, неудачи в школе, падение престижа, несправедливые требования).
- Материально-бытовые трудности.
ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ:
*СЛОВЕСНЫЕ (он или она может):
- Прямо или явно говорить о смерти: — я собираюсь умереть; — я не могу так жить.
- Косвенно намекать о своем намерении: — я больше не буду проблемой; — ничто больше не имеет значения; — тебе больше не придется волноваться.
- Много шутить на тему самоубийства.
- Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
*ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ:
- Раздавать другим вещи, имеющие большую личностную ценность, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
- Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как: — в еде (слишком много или мало есть); — во сне (слишком мало или много спать); — во внешнем виде (стать очень неряшливым); — в учебных привычках (пропускать занятия, не выполнять домашние задания, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном состоянии, замкнуться от друзей и семьи; — быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру.
- проявлять признаки беспомощности, безнадежности, отчаяния.
*СИТУАТИВНЫЕ:
- Быть социально изолированным.
- Жить в нестабильном окружении.
- Ощущать свою отверженность или стать жертвой насилия – физического, сексуального, эмоционального.
- Иметь повышенную склонность к самоубийству в силу того, что самоубийство совершалось кем-то из друзей, родственников.
- Предпринимать раньше попытки самоубийства.
- Перенести серьезную потерю (смерть, развод).
- Быть очень критически настроенным по отношению к себе.
ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА СО СТОРОНЫ ПОДРОСТКА РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО:
— осуществить квалифицированную консультацию у психолога или психотерапевта;
— временно оградить подростка от стрессогенной ситуации;
— прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах;
— восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок;
— говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием;
— избегать упреков в адрес подростка;
— если произошел парасуицид – и подростку и его семье обязательно требуется помощь специалистов (у психотерапевта или в специальном учреждении).
Родители должны всегда помнить: любые переживания и тревоги детей, любое поведение не должны оставаться без их чуткого внимания и помощи.