Развитие мелкой моторики у детей с особенностями развития
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Ежедневное развитие мелкой моторики способствует развитию речевой деятельности, формированию интеллектуальных способностей, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка. Развитие мелкой моторики одна из важнейших задач родителей и педагогов у детей с особенностями в развитии.
Работа по развитию мелкой моторики включает в себя следующие игры и упражнения:
Упражнения на разжимание и сжимание кулачков
1.Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать, (дети вытягивают руки вперёд, сжимают в кулачки)
А потом они в тетрадке смогут дружно рисовать (разжимают кулачки).
2.Две весёлые лягушки (сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз)
Ни минуты не сидят, (резко распрямляют пальцы и кладут ладони на стол).
Ловко прыгают подружки (резко сжимают кулачки и опять их кладут на стол)
Только брызги вверх летят (разжимают кулачки и кладут ладони на стол)
Упражнения для ладоней
1.Мы пришли смотреть балет (дети хлопают в ладоши).
Гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший!
Мы похлопаем в ладоши.
2.Руки вытянем вперёд, (вытягивают руки вперед)
А потом свои ладошки
Развернём наоборот (поворачивают ладони тыльной стороной друг к другу)
И похлопаем немножко (дети хлопают тыльными сторонами ладоней).
3.Чтобы нам огонь добыть (дети трут ладонью о ладонь),
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится (разные движения пальцами).
Упражнения для подушек пальцев
- Посмотрите, луноход (дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук)
По Луне легко идёт (нажимают на подушечки пальцев, а затем как бы шагают)
Он шагает очень важно (по очереди правой и левой рукой)
В нём сидит герой отважный.
Развитие мелкой моторики включает в себя также пальчиковую гимнастику, которая в свою очередь способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развитию речи, повышает работоспособность головного мозга, развивает тактильную чувствительность, помогает снять тревожность.
Пальчиковые игры
1.Две ладошки прижму (соединить две ладони лодочкой и выполнять волнообразные движения руками)
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (поднять вверх ладони)
Синим морем поплыву. (волнообразные движения руками)
А по бурным волнам (движения ладонями вверх-вниз, соединенными лодочкой, имитация волн)
Плывут рыбки тут и там.
2.Дружба
Дружат в нашей группе (обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Девочки и мальчики (обхватить левую ладонь правой и покачивать)
Мы с тобой подружим в ритме.
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять. (соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединять, начиная с мизинца)
Пять, четыре, три, два, один.
Не мало важным и интересным занятием по развитию мелкой моторики являются игры с пластилином, с тестом, глиной. Они способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, развитию творческого потенциала.
Упражнения с пластилином, с тестом, глиной:
скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, сушку и т. д.
— разрезать на кусочки,
— мять и отщипывать,
— выкладывать рисунок,
— надавливание монеткой (или любым предметом), чтобы получился отпечаток,
— поделки (намазывание и оклеивание стеклянных и пластмассовых баночек, бутылочек).
Рисование, раскрашивание еще один вид деятельности, который способствует развитию мелкой моторики, развитию внимания, развитию ориентировки на листе бумаги, закреплению понятий цвет, величина, форма.
Упражнения:
-Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками прямых, волнообразных и др. линий,
— Рисование кистью, акварелью, гуашью.
— Рисование ватой, палочкой, губкой.
— Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.
— Работа по трафарету.
— Дорисовывание изображениям предметов и деталей.