Последний год перед школой. Очень важное время. Родители, как правило, больше переживают, чем сами дети. Школа скоро, а ребенок еще ничего не умеет: ни читать, ни писать, стихов не знает, его интересуют только игры, мультфильмы и вообще он дольше трех минут не может посидеть на месте.
Что же делать родителям в этом случае?
Прежде всего, необходимо проанализировать ситуацию и определить стратегию дальнейших действий. Во-первых, не забывайте, что ваше постоянное одергивание ребенка, резкая смена жизненного ритма жизни могут озадачить ребенка и выработать у него стойкое отвращение к школьному процессу еще до того, как он начался.
Определите «сильные» и «слабые» стороны вашего ребенка. Что у него лучше развито, а что хуже: логическое мышление, фантазия, память, слуховое восприятие, и т.д. И главное: необходимо сформировать у вашего ребенка общий положительный настрой на будущую учебу. Итак, что вам необходимо делать, чтобы поступление в школу и дальнейшая учеба были успешными?
Не отдавайте ребенка в школу, если на момент поступления вы чувствуете, что он еще «не готов». За год до школы (но не раньше) обязательно определите малыша на подготовительные курсы.
Шестилетний ребенок может быть подготовленным к школе в плане общего образования и развитого интеллекта, но не быть готовым к процессу обучения психологически. Ведь школа — это сидение за партой продолжительное время, строгий режим уроков, общение с учителями, учениками. Готов ли к этому ваш малыш? Что вы можете сделать — так это определить своего ребенка на подготовительные курсы (если они не входят в программу вашего детского садика). На таких курсах почти все как в настоящей школе, с той лишь разницей, что еще возможны некие «послабления». Однако никакие подготовительные курсы и учителя не исчерпают проблему формирования школьной зрелости ребенка. Вашему малышу нужен индивидуальный подход, который найдут только сами родители. С ребенком нужно заниматься дома. Не важно кому: маме, папе, бабушкам, всем вместе. Главное, это системность таких занятий и общая направленность. И не надо отнекиваться фразами «ребенка не тянет к занятиям», «он не слушается родных», «постоянно отвлекается на посторонние дела» и т.д. Все в ваших руках. Вы вполне сможете самостоятельно подготовить своего ребенка к школе или, по крайней мере, настроить его на нужный лад.
Родителям нужно:
- развивать в ребенке способность слушать;
- учить пониманию прочитанного;
- развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;
- решать с ним простые задачи;
- вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.
Все это необходимо для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый класс умел:
- слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;
- осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;
- оценивать свою работу;
- владеть понятиями «больше», «меньше», «одинаково», «столько же», «короткий», «длинный», «старше», «младше»;
- сравнивать самые простые предметы.