Сотрудничество педагогов и родителей как форма повышения эффективности коррекционной работы.

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

 

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-дефектолога и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Задачи, которые ставятся в работе с родителями в течение учебного года:

 

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.

Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.

Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Поэтому учитель-дефектолог должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

Изучение особенностей родителей воспитанников, уровня их педагогической наблюдательности.

Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.

Привлечение родителей к участию в коррекционном процессе.

Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:

Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.

Относиться к ребенку как к равному.

Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.

Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.

Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.

Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

Основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании обозначаются цели и задачи совместной работы, рассказывается о системе логопедических занятий с детьми (ежедневные, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентируется внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Доводится до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца.

Аналогичные собрания проводятся в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. В каждом последующем подводятся итоги работы, обязательно отмечаются не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своим ребенком.

В мае даются родителям рекомендации на летний период. Проведение родительских собраний с родителями экономит силы, время и логопеда, и родителей (им не надо идти на индивидуальную консультацию, могут задать все вопросы).

 

Очевидно, что родители охотнее будут взаимодействовать с открытым, приветливым, оптимистично настроенным специалистом. Конечно, это не требует приукрашивания истинного положения вещей – динамики коррекционного процесса. Нужно помнить, что ребенок соревнуется не с другими детьми, а с собой «вчерашним», и всегда можно будет найти повод для похвалы ребенка и одобрения стараний родителей.

 

Другой аспект этого фактора – положительное отношение дефектолога к возникающим по ходу работы проблемам. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – совершенно нормальное явление. Если рассмотреть конкретный пример, то это может быть ситуация, когда коррекционная работа с ребенком не дает положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем нам хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого (например, родителя) в неудаче.

 

Взаимодействие с родителями останется положительным, если дефектолог предупреждает об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребенка на консультацию к другому специалисту или, в конце концов, открыто признает, что он сделал для ребенка все, что мог.

 

Чтобы лучше планировать работу, необходимо лучше знать семью ребенка. Во время учебного года работа с родителями ведется постоянно. В начале учебного года составляется план работы с родителями. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих традиционных и нетрадиционных формах и методах:

 

Анкетирование.

Оформление уголков. Оформление папок-передвижек с консультациями.

Индивидуальные консультации, беседы (в рабочем порядке, еженедельно). В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами на других занятиях.

Проведение семинаров-практикумов.

Выступление на родительских собраниях.

Ведение тетради взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Предлагаются задания на автоматизацию поставленного звука, а также упражнения по развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления и другие. Задания подбираются дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.

Проведение открытых занятий.

Совместная подготовка к праздникам.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Учитель-дефектолог              О.М.Пуховская

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.