Размещаемые в интернете угрозы, оскорбления в адрес государственных служащих, членов избирательных комиссий в связи с осуществлением ими должностных и служебных обязанностей, а также в адрес их семей, подпадают под уголовную ответственность.
В частности, согласно ч.1 ст. 366 УК Республики Беларусь насилие либо угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг по охране общественного порядка или пресечению правонарушений, или их близких в целях воспрепятствования законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебных обязанностей или общественного долга наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
Уголовно-наказуемым деянием также является принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при отсутствии признаков более тяжкого преступления. Санкция статьи 185 УК Республики Беларусь предусматривает максимальное наказание до 2 лет ограничения свободы.
За размещенные в «глобальной паутине» клеветы и оскорбления статьи 188, 189 УК Республики Беларусь предусматривают наказание вплоть до 3 ограничения свободы.
В последнее время различные интернет-ресурсы настойчиво разъясняю гражданам Республики Беларусь о наличии у них права на свободное волеизъявление своих политических взглядов, а требование властей соблюдения при организации и проведении массовых мероприятий действующих норм законодательства рассматриваются, как подавление воли граждан и нарушение демократических норм.
При этом организаторы и участники массовых мероприятий прикрываются Конституцией Республики Беларусь, гарантирующей каждому гражданину свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.
Однако, как часто бывает, к выбору норм законодательного акта интернет-ресурсы, граждане подходят избирательно, отметая содержащиеся в нем иные нормы, создающие для них неудобства, и приводя неполные тексты законодательных норм.
Так, статья 35 Конституции предусматривает, что государством гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.
К мероприятиям, проведение которых должно соответствовать законодательству о массовых мероприятиях, согласно ст. 2 названного Закона относится и пикетирование.
К пикетированию данной нормой отнесено публичное выражение общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия) не только группой граждан, но и одним гражданином.
В этой связи размещение гражданином незарегистрированной символики в виде бело-красно-белого флага для всеобщего обозрения, в том числе на окнах, балконах, зданиях является публичным выражением общественно-политических и иных интересов либо протеста.