Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с речевыми нарушениями.

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

 

Multi-ethnic group of little friends with toothy smiles on their faces enjoying warm sunny day while participating in soap bubbles show

В основе нарушений речи у воспитанников с двигательными нарушениями лежит не столько «поломка» уже готовых речедвигательных механизмов, сколько задержанное или искаженное их развитие. При этом нарушается взаимодействие систем регуляции произвольных и непроизвольных движений, что приводит к тяжелым нарушениям речи. При этом почти всегда у воспитанников этой категории нарушаются функции дыхания и голоса. Они имеют сложный патогенез, связанный с паретичностью или спастичностью артикуляционных органов, изменениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Причем чрезмерное напряжение мышц артикуляционного дыхательного и голосового аппарата сочетаются с вялостью движений этих органов. Очень часто у воспитанников с двигательными нарушениями дыхание поверхностное, учащенное и нет дифференциации носового и ротового дыхания. Быстрое истощение силы выдоха в процессе речи. Речь на вдохе одновременно с выдохом. Голос слабый, иссякающий, но сила голоса постоянно меняется. Голосовые модуляции отсутствуют. По тембру голос глухой, монотонный. Темп речи непостоянный, ритм нарушен. Причина в нарушении иннервации мышц –осуществляющих вдох и выдох, к ним относятся межреберные мышцы, а также диафрагма.

Работа непосредственно над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений. Цель этих упражнений – увеличить объем дыхания и нормализовать ритм.

Одновременно с проведением общей дыхательной гимнастики можно приучать детей дуть «через» и «в» трубочки, бутылочки, соломинки и шарики.

Ребенок должен научиться ощущать свой выдох. Эти упражнения позволяют дифференцировать носовой и ротовой выдох и сделать ротовой выдох более произвольным, ритмичным и длительным. Дуем на веточки, листочки, ватки, в шарик. Дуем на руку, чтобы ребенок почувствовал «ветер». Тренируем также носовой выдох.

Хороший результат дают упражнения динамической дыхательной гимнастики, которые связаны с движениями рук и ног, туловища и включают элементы лечебной физкультуры. Эти упражнения построены на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков на выдохе. Помните, что дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы. Тренировка речевого дыхания, модуляция голоса и уточнения артикуляции проводятся одновременно.

Учитель-дефектолог              О.М.Пуховская

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.